Как научить читать и считать ребенка

В авторской методике Евгения Чаплыгина для обучения чтению используются динамические кубики, а научиться считать поможет специальное домино

Автор методики Евгений Чаплыгин — педагог и изобретатель, отец троих детей. Он уверен, что научиться читать — просто, гораздо проще, чем освоить другие навыки. Обучение чтению он сравнивает с установкой компьютерной программы: раз — и готово.

Большинство существующих методик опираются на память: ребенок должен запомнить то, что видит. Два кита, на которых построена методика Чаплыгина, — это восприятие и мышление. Необходимость в зубрежке отпадает.

 

С какого возраста?

Автор методики советует начинать игру с пособиями в 3 года или чуть позже. Именно в этом возрасте мышление и речь достигают того уровня, когда малыш способен освоить такую абстракцию, как буква, и осознать, что комбинация символов оказывается равна слову, обозначающему хорошо знакомое понятие. До этого ребенок запоминает букву как картинку, но сложить буквы в слоги, а слоги в слова, как правило, не способен.

Одно занятие с малышами не должно длиться дольше 3-5 минут, чтобы оно не превратилось в нудную обязаловку. Важно, чтобы все занятия проходили в игре, чтобы ребенок осваивал новые знания и умения ненавязчиво.

Кубики с буквами или «Домино Чаплыгина» можно использовать и в обычных играх, например строить из них башни.

 

Раз словечко, два словечко…

Евгений Чаплыгин положил в основу своей методики принцип чтения по слогам. Он подчеркивает, что для начала занятий с кубиками «Читать легко» ребенок вовсе не должен заранее выучить все буквы. Для того чтобы составить первые слова, достаточно знать несколько гласных и несколько согласных. Зная половину алфавита (14 букв), с помощью кубиков можно собрать около 70 слов, а если запомнить всего лишь на четыре буквы больше — уже около 300 слов!

В наборе «Кубики Чаплыгина» вы найдете одинарные кубики с буквами и двойные (динамические), где на одной платформе закреплены два кубика — так, что при повороте каждого кубика вокруг своей оси получаются все новые и новые слоги: «МА», «ША», «ПА’и т. д.

 

Преимущества методики

Родителям не придется долго и нудно изучать методички о том, как использовать новое пособие. Ваша задача — просто играть кубиками со своими детьми, составляя слова. В комплекте с кубиками есть «книжка-шпаргалка», в которой можно найти ответы на свои вопросы.

Кубики сделаны из дерева, а это, пожалуй, лучший материал для малышей. Пособие не нужно собирать и склеивать. В отличие от карточек или «касс букв и слогов» кубики удобные, прочные и долговечные — хватит всем братьям и сестрам, даже двоюродным и троюродным.

Детям нравится манипулировать предметами, ведь в раннем возрасте ведущая деятельность — именно игра. Кубики можно вертеть, крутить, а не только читать. Это способствует более легкому запоминанию букв и слогов, пониманию самого принципа чтения.

Малыши учатся читать абсолютно без стресса, ведь здесь нет правильных и неправильных ответов. В результате могут получиться несуществующие слова, абракадабра. Тем веселее! Можно прочесть ее и посмеяться вместе, а потом попробовать сложить и знакомое слово.

Играйте вместе на первых порах, и уже очень скоро ребенок сам захочет проявить инициативу, «создать» слово самостоятельно, и это окажется ему под силу.

Всегда обращайте внимание, в каком настроении ребенок, хочет ли он заниматься. Лучше начинать игру, когда он веселый и не устал.

Обучение чтению с помощью кубиков Чаплыгина — это одновременно и первые шаги к письму, ведь ребенок выкладывает слово из слогов, проговаривая их про себя. Это помогает ему запомнить правильный «облик» букв, и в дальнейшем он не будет делать ошибок при письме.

 

Игры с кубиками

Пусть малыш для начала просто вертит кубики в руках, а вы четко озвучивайте комбинации букв, которые у него при этом получаются.

• НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ. Самых маленьких познакомьте для начала с одной буквой, например А, и попросите найти эту букву в разных слогах и словах — в книге, на кубиках, на листах бумаги, где вы сами напишете любые слова (в том числе те, где не будет искомой буквы). Старайтесь соблюдать принцип: буквы все заглавные, гласные пишутся красным цветом, согласные — черным (не акцентируйте на этом внимание ребенка и не вводите пока термины). Или же покажите малышу букву или слог (на динамическом кубике, на отдельной карточке) и попросите его найти такую же букву (слог) на имеющихся кубиках. Начинающим ученикам дают динамический кубик с подходящими буквами, чтобы они составили требуемый слог. А тем, кто уже знаком с кубиками, предложите выбрать нужный из нескольких.

• ИЗМЕНИ СЛОГ. Взяв любой динамический кубик, прочитайте видимый слог и попросите ребенка изменить одну букву и вновь прочитать, что получится. Например, вы читаете: «Га», передаете кубик ребенку, он поворачивает его и читает: «На». На этом этапе малыш должен научиться находить любой слог по вашей просьбе. Тогда можно переходить к словам.

•СДЕЛАЙ СЛОВО. Предложите ребенку превратить «маму» в «Машу» (если он готов пока менять только одну букву) или усложните задание и превратите «маму» в… «кашу», в «папу» и т. д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *