Родители-программисты

Все мы родом из детства. Слова, которые вы постоянно повторяете, ваши комплексы, страхи, стереотипы прочно впечатываются в подсознание ребенка и всю последующую жизнь управляют его поступками. Психологи называют это явление родительским программированием

Хотите, чтобы ваш малыш вырос счастливым и успешным человеком? В таком случае программируйте его соответствующим образом: стройте свою речь так, чтобы вдохновлять ребенка на новые достижения. Не используйте деструктивные фразы, правильно выбирайте выражения, беседуя с сыном или дочкой. Ведь сила родительского программирования невероятно велика. Постарайтесь, чтобы она была созидательной, а не разрушительной.

 

Не бегай и не трогай!

А еще — «Не спорь!», «Не включай!», «Не ешь!» (например, сладкое). Хотите, чтобы не ел конфеты, не трогал ножи и не брал папин планшет, — не оставляйте все это на виду.

Запретный плод сладок. В ребенке заложена эта потребность — переступить через границы дозволенного, она составляет основу познания мира. Если бы не этот бунтарский дух, мы бы до сих пор думали, что Земля — большой блин, покоящийся на трех китах. Прогресс человечества невозможен без стремления сметать на своем пути все запреты.

Даже разумный запрет воспринимается индивидом (и маленьким в том числе) как ограничение свободы. Вы говорите малышу: «Не ешь сладкое, скоро обед!» — а он тайком запускает руку в конфетницу. Все закономерно!

Посмотрите вокруг: на улицах понатыкано табличек «По газонам не ходить!», в музеях — «Руками не трогать», а смотрительницы залов бросаются на деток коршунами, если те вдруг потянутся к витрине с экспонатами.

Не отсюда ли стойкое отвращение к музеям у подрастающего поколения? За рубежом все иначе: ребенку и на травке можно поваляться, и античную статуэтку в руках подержать… О Всегда объясняйте, почему нельзя, и ненавязчиво подводите ребенка к идее отказаться от того или иного поступка: пусть он примет такое решение самостоятельно. Тогда уж точно не станет его нарушать!

 

Совсем, что ли!

«Толку из тебя не выйдет!», «Так ты ничего в жизни не добьешься (ничему не научишься)», ‘Тебе только в продавщицы (дворники, уборщицы) идти», «У тебя в мозгу одна извилина», «У тебя руки не из того места растут»… Подобные слова, сказанные в гневе или брошенные вскользь, могут как минимум снизить самооценку: ребенок будет считать себя неудачником, который всех только разочаровывает и не способен осуществить свою мечту. А раз так, он даже не попытается сделать шаг ей навстречу, б» Не сердитесь, когда ребенок не оправдывает ваших надежд и ожиданий. Поверьте, сам он в таких случаях расстраивается гораздо больше. Так поддержите же его! Скажите: «Ничего, в другой раз получится. Ведь ты у меня умница!»

 

Знаешь, сколько стоит?

«У тебя родители не миллионеры!» — так мы обычно отвечаем на детские просьбы купить шоколадку, игрушку, воздушный шарик. «Шарик не сахар, в чай не положишь!» — подобные заявления воспринимаются ребенком как отказ не в шарике, а в любви. Родительского юмора малыш еще не понимает, а вот обида на то, что мама или папа пожалели денег на шарик, может остаться в памяти на всю жизнь.

Ваша задача — научить свое чадо распоряжаться деньгами и помочь узнать им цену. Если же вы просто скажете, что денег на шарик нет, хотя они лежат у вас в кошельке и малышу это известно, ребенок решит, что вам жалко на него потратиться, а следовательно, вы его не любите, и начнет завидовать детям миллионеров — ведь им все покупают!

 

Прекрати немедленно!

Ага, как же! Прекратит он! Скажете эти два слова-провокатора — и реву будет еще на час. «Не смей!», «Замолчи!», «Отстань сейчас же!» — интересно, как бы вы сами реагировали на того, кто позволил бы себе заговорить с вами в подобном тоне? Это унизительно и обидно, когда вас грубо обрывают, не хотят выслушать. Взрослый расценил бы такое поведение как проявление хамства и враждебности, да и ребенком оно воспринимается точно так же.

Если малыш настаивает на чем-то важном, не давите, а договаривайтесь с ним!

 

Весь в отца!

Говорится это, конечно же, с осуждением в тот момент, когда ребенок делает что-то не так:

«Сразу видно, чьи у тебя гены!» В качестве негативного прототипа может выступать и свекровь, с которой у мамы отношения не самые лучшие:

«Ты копия своей бабушки!»

Фактически вы внушаете ребенку, что он неисправим, ведь с генами не поспоришь! А кроме того, заставляете его чувствовать вину за то, что он состоит в кровном родстве с плохими, с вашей точки зрения, людьми. Вот только не вы ли сами выбрали их ему в родственники?

 

Будь молодцом!

Казалось бы, что плохого в побудительных программах, которые содержат позитивные установки в императивной форме? Ведь они призывают малыша стать лучше! «Слушайся старших!», «Пойдешь в школу — учись на одни пятерки!», «Расти чемпионом!»… Эти программы формируют идеал, к которому следует стремиться. Если ребенку это удается, он гордится собой, а если нет — страдает самооценка, возникает комплекс вины. И второй вариант встречается гораздо чаще.

Каждая мамочка мечтает видеть свое чадо отличником, но многим ли деткам, которых перед школой ориентировали на идеальную учебу, удается приносить домой одни пятерки? Да и разумно ли это — программировать малыша на получение отличных оценок любой ценой? Ведь можно выучить материал назубок, но разволноваться, плохо ответить и потом есть себя поедом за двойку в дневнике. А можно быть не в теме, но все списать, получить пятерку и гордиться собой.

Важны не оценки, а знания -такая должна быть установка!

 

Родительский сценарий

Мы программируем ребенка не только словами, но и своей реакцией на те или иные ситуации, поступками, поведением, отношением к жизни. Семейные сценарии можно разделить на негативные и позитивные.

В первом случае, столкнувшись с трудностями, родители сдаются и говорят: «Тут уж ничего не поделаешь, мы сделали все, что в наших силах, но обстоятельства оказались сильнее», «Не везет так не везет!», ‘Такова жизнь!»… Этими кодовыми фразами сценария неудачника ваше чадо будет оправдывать свою лень, недальновидность, безынициативность с раннего возраста. Произносите их пореже!

Ключевые фразы сценария победителя -«Испытаниями растем», „»Через тернии к звездам», «Трудности закаляют характер».

Малыш может не до конца понимать смысл сказанного, однако эмоции и поступки он истолкует верно.